Фолк музыка

Костюмы


Оружие


Игры


Видео


Фото


Реконы


Музыка


Анегдоты


Фолк-музыка (от англ. folk music — народная музыка) — общий термин для обозначения разновидностей популярной музыки, основанных на традиционной народной музыке (преимущественно европейских народов) или включающих в себя элементы народной музыки.

История

Фолк-рок. Это музыкальное направление оформилось в конце 50-х — начале 60-х годов, когда ритмические приёмы, получившие распространение в поп-музыке, стали использовать для аранжировки народных мелодий. Одним из первых известных исполнителей фолк-рока стал американский певец и композитор Боб Дилан. Наивысшая популярность фолк-рока пришлась на середину 60-х, когда на эстраде появились такие авторы и исполнители как Ричи Хейвенс, Джони Митчелл, Мелани, а также самые разные группы, использовавшие в своих композициях элементы народной музыки.

Жанры

Фолк-рок

Фолк-рок — музыкальный жанр, сочетающий элементы фольклорной и рок-музыки. Вероятно первой фолк-рок песней была американская народная «House of the Rising Sun», исполненная британской рок-группой «The Animals» в 1964 году. Музыка «The Beatles» оказывает сильное влияние на калифорнийскую группу «The Byrds», которая записывает электрическую версию «Mr Tambourine Man» Боба Дилана в 1965 году и основывает американское фолк-рок движение.

В первоначальном и наиболее узком смысле, термин «фолк-рок» относится к музыкальному стилю образовавшемуся в США и Канаде в середине 60-х гг. Музыкальное содержание стиля выражалось сильной вокальной составляющей и, относительно, «чистым» (без использования различных дополнительных электронных эффектов и приспособлений, искажающих звук) подходом к использованию электронных инструментов. Репертуар музыкантов этого стиля формировался под влиянием американских фольклорных источников, а ещё чаще вдохновлённых фольклорной музыкой певцов и композиторов, таких как Боб Дилан, Пит Сигер, позднее — Джони Митчелл и Нил Янг. Основные представители — «The Byrds», «The Band», «Buffalo Springfield», «Саймон и Гарфанкел». Следует отметить, что Боб Дилан сам впоследствии перешёл от фолка к фолк-року, на альбоме «Bringing It All Back Home» 1965 года.

Американская народная музыка включает в себя блюз и кантри. Однако часто блюз-рок не рассматривают как подстиль американского фолк-рока, в силу сложившихся исторических обстоятельств (изначально блюз-рок стали играть британские группы). Начиная с середины 60-х такие британские группы, как «The Who», «Led Zeppelin», «The Animals», «Cream» и «The Rolling Stones», вдохновленные американским народным блюзом, создали стиль, который в наше время называют блюз-роком. В своё время они стали частью «британского вторжения» и совместно с бит-исполнителями создали рок-музыку в её современном понимании. Кантри-рок (с 1967)

В 1967 вышел «John Wesley Harding», альбом Боба Дилана, определивший начало нового жанра. Первой кантри-рок группой стала «Flying Burrito Brothers» за которой последовали многие другие, в том числе «Eagles» и «Линда Ронстадт», добившиеся большого успеха. Американская форма фолк-рока напрямую привела к формированию отдельного, эклектичного стиля британского фолк-рока (также называемого «электрик-фолком» (англ. electric folk)). Пионерами этого стиля в конце 60-х стали «Pentangle» и «Fairport Convention». Начиная с североамериканской формы фолк-рока, «Pentangle», «Fairport Convention» и другие похожие группы постепенно концентрировали элементы традиционной британской фольклорной музыки. Позже, в 1969, басистом «Fairport Convention» была сформирована «Steeleye Span». А в 1971 появилась группа «Albion Band».

Электрик-фолк, в свою очередь, послужил импульсом для более плодовитого течения - кельтского рока, включающего элементы традиционной музыки Ирландии, Шотландии, Корнуолла и Бретани. В Бретани Алан Стивелл (англ. Alan Stivell) начал смешивать бретонскую, а также ирландскую и шотландскую музыку с рок-музыкой. В Ирландии появились такие группы, как «Thin Lizzy» и «Horslips». По крайней мере в первой половине 1970-х гг. кельтский рок стоял ближе к фольклорным корням, основываясь на использовании традиционных мелодий кельтской скрипки и губной гармошки, а также традиционных вокальных стилей, но дополняя музыку характерными для рока приёмами.

Начиная с 1970-х несколько исполнителей из Англии, Германии и Бретани, вдохновлённых электрик-фолком, в качестве основы выбирают музыку эпох средневековья, ренессанса и барокко, в отличие от баллад 19 века, преобладавших у «Fairport Convention». В 1972 вышеупомянутая «Steeleye Span» выпускает альбом «Below the Salt», выдержанный в средневековом ключе. Другие подобные группы - «Gryphon», «Gentle Giant» и «Third Ear Band». В 1970 в Германии сформировалась группа «Ougenweide». В Бретани появились «Ripaille» (в 1977) и «Saga de Ragnar Lodbrock» (в 1979). Однако к концу 70-х некоторые из этих групп, как например «Gentle Giant» и «Gryphon», отклонились в сторону прогрессивного рока, другие распались. В России (СССР) также были примеры нео-средневековой музыки, в частности, песня Город Золотой в исполнении группы Аквариум на музыку Канцоны итальянского композитора эпохи Ренессанса Francesco da Milano и стихи Хвостенко (с некоторыми изменениями в тексте).

С середины 1980-х в Британии появляются группы, смешивающие фолк-музыку с энергичным и политически агрессивным панк-роком. Наиболее значимые из них - «The Men They Couldn't Hang», «Oyster Band», «Billy Bragg» и «The Pogues».

На стыке пост-панка, фолка и индастриала возник новый стиль. Дэвид Тибет из «Current 93» использовал термин «apocalyptic folk» для описания своей музыки в период с конца 80-х по ранние 90-е. К первопроходцам также относят «Death In June» и «Sol Invictus». Английская трэш-метал группа «Skyclad» скрестила фолк-музыку с металом, основав тем самым новое плодовитое музыкальное течение. Стоит также отметить, что в Германии выделился особый поджанр фолк-метала - средневековый метал. Фолк-рок в России

Исполнители фолк-рока в России комбинируют элементы рок-музыки как с русской народной музыкой, так и с музыкой кельтских, северных и народов России. Примером могут быть группы «Ят-ха» и «Сак-сок», исполняющие соответственно тувинскую и татарскую народную музыку на основе рок-музыки.

Первые попытки синтеза рок-музыки и фольклора были предприняты рядом ВИА в конце 1960-х и начале 1970-х: «Песняры», «Ариэль». В 1975 году появился студенческий ансамбль «Орнамент» (впоследствии переименованный в группу «Кукуруза»), исполнявший песни в стиле англо-американского фолк-рока. С 1986-го начинается профессиональная её деятельность, записываются пластинки «Давайте петь по-английски» и «Фокусник». В том же 1986 году берет свое начало история группы «Калинов Мост». Позднее, в 1990, «Калинов Мост» издает свой первый студийный альбом «Выворотень», который помимо всего прочего содержал также «этнические мотивы и шаманские песнопения».[16] Группа образовала за собой целый ряд последователей, из которых стоит отметить Инну Желанную и состав «Двуречье» с альбомом «Светозар» (1995).

В первой половине 1990-х возникают такие разноплановые группы, как «Сказы Леса» (тогда под названием «Хулиганы»), «Рада и Терновник», «Ad Libitum» и «Башня Rowan». Музыка этих групп многогранна и содержит помимо фолк-рока множество других направлений, от психоделии до джаза и неофолка. В 1994 выходит «Nigredo» Сергея Калугина, первый альбом в России в стиле дарк-фолк.

В 1996 году появляется фолк-рок группа «Тиль Уленшпигель», в которую позже пригласили певицу Хелавису. В 1999 «Тиль Уленшпигель» распалась, однако по инициативе Хелависы воссоединилась под названием «Мельница», но уже без участия основателя группы Руслана Комлякова. Параллельно, в 1999, Дэном Скуридой и Марией Лариной из «Тиль Уленшпигель», была основана фолк-рок группа «Ветер Воды». В 2002 Дэн и Мария ушли из «Мельницы». Однако, несмотря на это, «Мельница» стала одной из самых известных и популярных фолк-рок групп в России.

С конца 1990-х формировались не менее интересные группы, такие как «The Dartz», «Reelroadъ», «Пелагея», "ДХ", «TINTAL», «Сиблинги», «Дорога Водана», «Внуки Святослава», «Северный Цвет», «МенестрелИ», «Начало Века», «Наследие Вагантов», «Крыс и Шмендра», «Райдо», «Тол Мириам»,«Gen-Dos»,«Osimira»,«White Owl»,«Вилы»,«Нимриэль», «H-Ural», «Монолог в пустыне», «Злата Сварга», «Братья Енотовы». Немалого успеха добилась группа «Тролль гнёт ель», исполняющая «пивной фолк». Питерская группа «Sherwood» дважды приглашалась известным гитаристом Ричи Блэкмором для выступления на разогреве его коллектива «greenmore's Night». Среди компаний выпускающих фолк-рок в России можно отметить ряд рекорд-лейблов: Kailas Рекордс, Навигатор Рекордс, Sketis Music, Перекресток Рекордс Фолк-метал

Фолк-метал (англ. folk metal) — одно из направлений метала, вобравшее в себя элементы народной музыки. Фолк-метал появился в результате внедрения элементов народной музыки в звучание различных стилей метала. Впервые на подобный эксперимент решилась группа Skyclad, смешавшая кельтскую музыку с трэш-металом. К ранним представителям также относят группу Amorphis, внедрившую финскую народную музыку в дэт-дум-метал.

Британская группа Skyclad была сформирована в 1990, после того, как вокалист Martin Walkyier покинул свою прежнюю группу Sabbat. Их дебютный альбом "The Wayward Sons of Mother Earth" представлял собой трэш-метал, но с добавлением скрипки сессионного музыканта Mike Evan на нескольких трэках. Он был тепло встречен музыкальными критиками, в особенности песня "The Widdershins Jig" с этого альбома. Таким образом, Skyclad стала основательницей фолк-метала, что признал также Keith Fay из группы Cruachan. В 2001 году Martin Walkyier покидает Skyclad, однако активность группы не снижается уже многие годы. В отличие от неё, португальская группа Moonspell пребывала в жанре недолго. Их первый релиз, миньон 1994 года "Under the Moonspell", содержал в себе восточный фолк. Однако уже в следующем году, с выпуском их дебютного альбома, группа уходит в сторону готик-метала. Группа Amorphis, сформировавшись в 1990 году, издала свой дебютник "The Karelian Isthmus" только двумя годами позже. Второй альбом "Tales from the Thousand Lakes" был издан в 1994 и содержал элементы народной музыки Финляндии. Благодаря этой своей работе группа получила широкую известность и признание.

Прогрессив-метал группа Orphaned Land, сформированная в 1991 году в Израиле, выпустила свою первую демку в 1993 и быстро привлекла к себе внимание лейблов своим необычным звучанием. Дебютный альбом "Sahara" последовал в 1994. Их музыка содержала элементы арабского фолка. Orphaned Land являются изобретателями стиля, названного "восточный метал". В 1993 году в Израиле образовалась группа Melechesh, одна из первых антихристианских групп в городе Иерусалим. Начав с блэк-метала они перешли на восточный метал, первое проявление которого можно услышать на миньоне "The Siege of Lachish" 1996-го года. Восточногерманская группа Subway to Sally была сформирована в 1992 году как англоязычная фолк-рок группа, включающая элементы ирландской и шотландской музыки. Начиная со второго альбома "MCMXCV", выпущенного в 1995 году, группа начинает исполнять песни на немецком языке. Под влиянием группы Skyclad они исполняют смесь тяжелого рока и метала, обогащенного средневековыми мелодиями, проникнутыми в композиции через звучание волынки, шарманки, лютни, мандолины, скрипки и флейты, в сочетании с немецкоязычной романтической поэзией в лирике. С приобретением успеха в родной Германии они становятся изобретателями средневекового метала.

По пути Subway to Sally пошли и многие другие группы. Сформированная в 1996 в Берлине группа In Extremo добилась немалого успеха благодаря своему яркому имиджу. Также успех на германской сцене имела группа Schandmaul, называвшая себя "современными менестрелями".

Ирландская группа Cruachan была сформирована в 1992 году гитаристом Keith Fay и записала свою первую демку в 1993. Под влиянием Skyclad Keith Fay создаёт стиль музыки, комбинировавший элементы блэк-метала и фолк музыки Ирландии. Дебютный альбом "Tuatha Na Gael" был издан в 1995 году. Подобное сочетание кельтской музыки и метала на сегодняшний день называют «кельтским металом».

Параллельно с Cruachan, группа Primordial, относившая себя ко второй волне блэк-метала, выпустила свою первую демку также в 1993 году. В их музыке также присутствовали элементы фолк музыки Ирландии, однако они были скрыты под более мрачным звучанием. Другими ранними представителями кельтского метала являются Geasa и Waylander.

С середины 90-х возникают новые группы. Норвежская группа Storm была кратковременным явлением, в её состав входили Fenriz из Darkthrone, Sigurd Wongraven из Satyricon и Kari Rueslatten из The 3rd and the Mortal. Их единственный альбом "Nordavind" был издан в 1995, а звучание народных инструментов в нём имитировалось синтезатором. Группа Empyrium из Германии также применяла синтезатор для создания мрачной атмосферы своего дебютного альбома "A Wintersunset" 1996 года.

Также, в 1996 году, увидел свет дебютный альбом one-man блэк-метал проекта из Германии, мультиинструменталиста Vratyas Vakyas, известного как Falkenbach. Музыка Falkenbach была эпичной, изобиловала клавишными, содержала элементы народной музыки, а тексты были про викингов, таким образом, она объединяла фолк-метал с викинг-металом. Подобное слияние жанров в ближайшие два года развивали Windir, Manegarm и Thyrfing.

Предшествующая большинству фолк-метал групп, испанская группа Mago de Oz была сформирована еще 1989, однако выпустила свой дебютник лишь в 1994. Состав группы включал девять участников и с течением времени они стали играть смесь пауэр-метала с кельтским металом. Они были весьма популярны в родной Испании и Южной Америке. Американская группа The Lord Weird Slough Feg, также связанная с пауэр-металом, была сформирована в 1990, а свой дебютник издала в 1996.

Дум-метал группа Silent Stream of Godless Elegy была сформирована в 1995, начиная со второго альбома "Behind the Shadows" 1998 года она стала внедрять в свою музыку элементы фолка.

Много новых групп появилось в новом тясячелетии. Одной из первых была группа Finntroll, сформированная в 1997 году. Второй альбом "Jaktens Tid" (2001) принёс группе успех в родной Финляндии. Некоторые песни на этом альбоме исполнил Jonne Jarvela из Korpiklaani, другой финской группы. Если, в основном, фолк-метал группы начинали с исполнения метала, только потом добавляя в свою музыку элементы народной музыки, то Korpiklaani наоборот, начав с народной музыки, перешла на фолк-метал. История Korpiklaani началась в 1993 году, когда появился дуэт под названием Shamaani Duo, исполнявший саамскую народную музыку. Позднее участники дуэта сформировали группу Shaman, в рамках которой были выпущены два альбома в 1999 и 2001 годах. Смена названия на "Korpiklaani" сопровождалась изменениями в музыке. Традиционный вокал йойка и использование саамского языка были сняты, в то время как синтезатор был заменен реальными народными инструментами. Jonne Jarvela сотрудничает с Finntroll, чтобы продемонстрировать всем переход от фолка к металу.

В то время как Korpiklaani использовали ассортимент традиционных инструментов в своей музыке, Finntroll применяли клавишные для игры в стиле хумппа. Клавишник Finntroll Хенри Сорвали является также участником Moonsorrow, другой фолк-метал группы из Финляндии, которую он создал вместе со своим кузеном Ville Sorvali в 1995 году. Две демки были записаны в 1997 и 1999 годах, до дебютного альбома "Suden Uni" 2001 года. Moonsorrow смешивали фолк-метал с викинг-металом, концентрируясь на симфоническом элементе последнего. Наличие финской фолк-метал сцены и успех её участников способствовали появлению в начале 2000-х новых групп, таких как Cadacross, Ensiferum, а позже Turisas и Wintersun. Ensiferum оказались на вершине финских чартов с синглом 2007 года "One More Magic Potion". Фолк-метал группы не чужды и другим скандинавским странам. К примеру шведскими группами, включая вышеупомянутых Thyrfing и Manegarm, являются Otyg и Vintersorg. Из Норвегии, кроме вышеупомянутых Storm и Windir, являются более поздние Kampfar, Lumsk и Trollfest. Из Дании Wuthering Heights, Svartsot, с Фарерских островов Tyr. Кроме Скандинавии растущему жанру посодействовали и другие европейские страны: Metsatoll и Raud-Ants из Эстонии, Obtest из Литвы, Skyforger из Латвии, Balkandji из Болгарии, Elvenking из Италии, Eluveitie из Швейцарии. Folkearth - международный фолк-метал проект с участниками из нескольких Европейских стран. В начале проект включал 14 музыкантов. На втором альбоме "By the Sword of My Father" 2006 года их число достигло 31. Вне европейского континента фолк-метал является достаточно редким явлением и включает, кроме вышеупомянутых The Lord Weird Slough Feg, американскую группу Agalloch. Их музыка помимо географически аномального фолк-метала включает элементы экспериментальной и электронной музыки. Другим примером географически аномального фолк-метала является группа Tuatha de Danann из Бразилии, исполняющая кельтский метал.

Как правило, фолк-метал подразумевает сплав подстилей метала с народной музыкой различных этнографических групп. Так, группы Primordial, Melechesh и Finntroll исполняют блэк-метал с примесью народной музыки. The Lord Weird Slough Feg и Mago de Oz базируются на пауэр-метале. Германо-норвежская группа Midnattsol отталкивается от готик-метала. Прогрессивные тенденции наблюдаются у Elvenking, Lumsk и Tyr. Некоторые группы не ограничиваются одним поджанром метала и фолк-музыкой. К примеру Orphaned Land мешают фолк, прогрессивный метал и дэт-дум-метал, или Ensiferum, музыка которых содержит элементы фолка, пауэр-метала и мелодик-дэт-метала. Известны также группы включающие в себя элементы не-металической музыки. Норвежская группа Glittertind включает помимо всего прочего элементы панк-рока. Группа Agalloch характеризуется близостью к неофолку и пост-року.

Народные элементы в жанре часто отражают этническое происхождение музыкантов, примером тому является скандинавская музыка у Finntroll и Korpiklaani, или Балтийская народная музыка у Metsatoll и Skyforger, или ближневосточная народная музыка у Orphaned Land и Melechesh. Кельтская музыка может быть обнаружена у ирландских групп Cruachan и Waylander, а также у некоторых групп не-ирландского происхождения, например у Eluveitie или Tuatha de Danann. Народную музыку из разных регионов исполняют Elvenking и Ensiferum.

В фолк-метале используются те же самые типичные инструменты, характерные для метала (гитары, бас, барабаны) и, как правило, народные инструменты, которые колеблются от обычного до экзотического. Однако некоторые группы, как например Tyr, обходятся и без них. Наиболее распространенным инструментом является скрипка. Скрипач в составе группы есть у Skyclad, Subway to Sally, Schandmaul, Mago de Oz, Silent Stream of Godless Elegy, Korpiklaani, Lumsk, Elvenking, Eluveitie, Turisas и Tuatha de Danann. Вистл или флейта есть у Cruachan, Waylander, Eluveitie, Metsatoll, Schandmaul и Morgenstern. Некоторые группы выдвигают на первый план более экзотические инструменты своего этнического происхождения или страны. К примеру, Skyforger играют на латвийской куокле (англ.), Metsatoll применяют эстонский торупилль (англ.), Korpiklaani - кантеле, Orphaned Land - уд и саз. В жанре используются различные стили вокала. Большинство групп использует рычащий вокал, например Finntroll, Skyforger, Moonsorrow. Однако есть группы и с чистым вокалом, как например Mago de Oz, Metsatoll. Группы Schandmaul, Primordial, Turisas, Windir и Wintersun применяют как чистый, так и рычащий вокал. В жанре можно обнаружить также традиционное народное пение. Jonne Jarvela исполняет йойк в группах Shaman, Finntroll и Korpiklaani. Народные стили пения можно услышать у Equilibrium, Metsatoll, Skyforger и Orphaned Land. В лирике фолк-метал исполнители чаще обращаются к темам язычества, природы, фэнтези, мифологии и истории. Фолк-метал с самого начала был связан с язычеством, когда Martin Walkyier покинул свою прежнюю группу Sabbat, чтобы сформировать Skyclad, в частности, потому что группа "не хотела все дальше углубляться в язычество". Лирика Skyclad была связана с язычеством. Для Ville Sorvali из Moonsorrow, ярлык "языческий метал" является предпочтительным, "потому что он выражает идеологию, но не говорит ничего о самой музыке". Другими группами, предпочитающими термин "языческий метал", являются Cruachan, Eluveitie, Obtest и Skyforger.

Многие фолк-метал группы поют о природе, как например Korpiklaani, Elvenking, Midnattsol и Vintersorg. Для группы Agalloch природа - основная тема, "потому что мы примыкаем к тому, что является по существу жертвой человечества". Все участники Skyclad являются сторонниками "таких организаций, как Greenpeace и других, поскольку они одни из тех, кто встаёт и вступает в бой с людьми, желающими разрушить планету".

Лирика групп Ensiferum, Midnattsol и Cruachan содержит фэнтези. Elvenking используют фэнтези "в качестве метафоры для сокрытия глубокого смысла". Таким же образом фэнтези у Turisas противоречит освещению проблем, "которые более глубоки и имеют большее значение."

Лирика в кельтском метале базируется на кельтской мифологии. История кельтов является другой популярной темой групп кельтского метала, таких как Cruachan, Eluveitie, Primordial и Mael Mordha. Скандинавскую мифологию можно найти у Falkenbach, Tyr, Finntroll и Mithotyn. Skyforger базируются на истории и мифологии их родной Латвии. Melechesh вдохновляются мифами и историей древней Месопотамии. Другими группами, включающими исторические темы в лирику, являются Falconer, Arafel и Slechtvalk. Некоторые NSBM группы, как например Nokturnal Mortum, Темнозорь и Kroda, как было известно, перешли на пэган-метал, обстоятельство, которое Ciaran O'Hagan, вокалист Waylander, рассматривает как "оскорбление таких людей, как я, которые не имеют ничего общего с фашистскими идеалами." Далее он предполагает, что NSBM группы играют пэган-метал "по всем неправильным причинам": из-за незаконного присвоения языческих символов нео-нацизмом, несколько фолк-метал групп были также приняты за NSBM. Следовательно, такие группы как Cruachan, Skyforger, Moonsorrow, Manegarm и Tyr должны были разъединить себя с нацизмом, фашизмом и расизмом. Skyforger добавили на обратной стороне своего альбома надпись "No Nazi Stuff Here!". Richard Lederer из Summoning опубликовал на сайте группы эссе, в котором он осудил национал-социализм. Группы, принимавшие участие на фестивале "Paganfest", проходившего в апреле 2008, подверглись обвинениям в том, что они являются нацистами, расистами и фашистами со стороны немецкого движения "Antifa". Ville Sorvali из Moonsorrow и Heri Joensen из Tyr сделали совместное видеообращение, чтобы опровергнуть эти обвинения, отмечая, что "одна из самых больших проблем, кажется, что мы используем древние скандинавские символы, как S в эмблеме Moonsorrow и T в эмблеме Tyr".

Психоделический фолк

Психоделический фолк или псих-фолк — музыкальный жанр, сложившийся в 1960-е на стыке фолк-музыки и психоделического рока.

К психоделическому фолку относятся ранние работы Incredible String Band, T. Rex, Донована, Fairport Convention, Islaja, BOTOS.

Неофолк (дарк-фолк)

Неофолк (дарк-фолк, апокалиптический фолк, англ. neofolk, dark folk, apocalyptic folk) — музыкальный жанр, возникший как «возрождение» американского фолка 70-х в Европе и смешения с пост-панком, а также с другими стилями альтернативной музыки, часто сочетаемой с приёмами этнической музыки и неоклассическими пассажами. Всё более уходя от своего первоисточника — к 90-м неофолк уже полностью оправдывал своё название, представляя из себя действительно скорее «новый фолк», чем очередную разновидность старой бардовской песни.

Вопреки распространённому мнению, неофолк связан с пост-индустриальной культурой лишь общим желанием к эпатажу и, ещё меньше, дружбой некоторых основателей жанра с музыкантами игравшими индастриал. Сам неофолк практически (за исключением некоторых подражателей) не повторяет принятых в индастриале приёмов и является самостоятельным жанром.

Появился неофолк благодаря творчеству трёх британских групп 80-х годов — Death in June, Current 93 и Sol Invictus.

По духу и настроению ранний неофолк близок к пост-панку. В неофолке применяются различные акустические, в том числе и народные, инструменты, возможно также применение электрогитар, синтезаторов или шумов.

В конце 90-х неофолк-музыканты всё чаще смешивали народную музыку с трип-хопом и другими стилями электронной музыки. В конце-концов от него условно отделились некоторые направления, например apocalyptic folk, new weird folk, ritual folk… В России долгое время практически не было групп, играющих в жанре неофолк. Некоторые считают «Русский альбом» Аквариума (1992) первым российским альбомом этого жанра. Особняком стоит сольный альбом Сергея Калугина — Nigredo, изданный ещё в 1994-м году, однако и его нельзя безоговорочно отнести к неофолку (собственно, песен в этом стиле там всего четыре); кроме того, Калугин в последующее время больше не работал в этом стиле.

В 2004-м году группа Рада и Терновник выпустила альбом «Бессонница», основанный на русской фольклорной мелодике, с использованием многих приёмов стиля неофолк.

Но лишь в 2000-е годы получили относительную известность группы, сделавшие на неофолк основную ставку. Среди них: Majdanek Waltz, Ritual Front (ныне — Ритуальный Фронт), Wolfsblood, Romowe Rikoito, Embrace of Branches и Moon Far Away. Также большого успеха добились москвичи Neutral, выпустившие три альбома, два из которых на крупнейших специализированных лейблах Европы. Больше о проявлениях неофолка и dark folk’а в России можно узнать на страницах старейшего тематического сетевого журнала Seidr и на сайте лейбла и дистрибютора Infinite Fog.

Некоторые зарубежные неофолк-группы
Current 93
Dead Can Dance
Death In June
Allerseelen Sol Invictus (Tony Wakeford)
Sieben
Sonne Hagal
Of the Wand and the Moon
Forseti
Darkwood
Der Blutharsch
Ordo Rosarius Equilibrio
Orplid
Von Thronstahl
Werkraum

Фолк-панк (riot folk)

«Folk Punk» — это музыкальный стиль, который смешивает в себе элементы фолка и панк-рока. Существует два отличительных вида фолк-панка. Первый вид — это исполнители типа The Knitters — это панк-музыканты, которые играют в традиционном фолк-стиле (кантри-фолк). Ко второму виду можно отнести современных исполнителей, которые исполняют фолк музыку в акустике — этот стиль называется «Riot Folk», и речь идет именно о нём.

«Мятежный фолк» — музыкальный стиль, который развился из таких стилей, как политически радикальный фолк, панк и традиций хип-хопа, и является представителем растущих движений за социальную справедливость и прямую демократию, которые появляются по всему миру. Многие исполнители Riot Folk по своим политическим взглядам — левые анархисты. Их музыка — это отражение их борьбы за лучшее общество, ради чего они живут свои жизни.

Хотя этот стиль существует несколько лет, его «имя» было впервые упомянуто в названии лейбла Riot-Folk! Records, им владеет и руководит коллектив фолк-исполнителей, которые «снова делают фолк угрозой» (making folk a threat again). Riot Folk черпает вдохновение из традиций творчества таких музыкантов, как Phil Ochs, Joan Baez, The Clash, Woody Guthrie, Pete Seeger, Ani DiFranco и политической музыки всех стилей и времен.

Огромную роль в развитии «Riot Folk’а» сыграл лейбл Plan It X Records из Блумингтона, Индиана (Bloomington, Indiana), так как ребята из этого лейбла оказывают большую помощь в распространении стиля. Лейбл образовался в 1994 году и придерживается строгой DIY панк-этики. Ребята из лейбла отказываются продавать любые диски более, чем за пять долларов (If it ain’t cheap, it ain’t Punk!). Лэблом руководит Крис Джонсон (Chris Johnson), бывший участник таких групп, как Operation: Cliff Clavin, The Devil is Electric, The Ted Dancin' Machine, Peanucle, и его друзья. Многие основные фолк панк-группы сейчас записываются на этом лейбле или имели с ним связь ранее. Но на самом деле, многие группы с лейбла не имеют никакого отношения к настоящей фолк музыке (и даже не звучат как фолк). Единственная связь, которую можно указать с уверенностью, — это использование таких инструментов, как виолончель, гармонь, банджо или мандолина, которые очень редко используются в панк-музыке. В последнее время к командам играющем в подобном стиле начали применять термин Acoustic Punk.

Символ, который обычно используется в Riot Folk’е — это анархическое сердце. Этот символ схож с символом анархии, только буква «А» вместо круга помещена внутрь сердца. Это феномен Южного панка, который, возможно, впервые был использован в северной Флориде.

Фолк-джаз

Электрофолк